![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Священник Лев Шихляров Христианство и проблемы половых отношений |
![]() |
![]() |
![]() |
Все вышеупомянутое необходимо сказать потому, что нам невозможно рассмотреть проблему половых отношений вне Божественного замысла о человеке. Однако, замысел этот на протяжении всей Библии раскрывается не сразу. Ветхий Завет прослеживает судьбу взаимоотношений Сущего Бога (Ягвэ) с народом Израиля. Смысл ветхозаветного исторического пути Израиля - приготовление к приходу Мессии-Христа. В В.3., как и во всем дохристианском мировоззрении нет развитого понятия самобытной человеческой личности. Здесь, особенно в ранний период, присутствует безликая масса народа, управляемого царями или религиозными вождями. И бессмертие понимается не в личном плане, а в смысле бессмертия рода или всего Израиля. И оттого, что спасение мыслится не как личностное, а всего Израиля в целом, то и все религиозное брачное законодательство нацелено именно на продолжение рода и на детей как на единственную цель брака. Чтобы Израиль спасся, чтобы в нем как можно скорее, "вернее" родился Спаситель, чтобы исполнилось Божие обещание Аврааму о бесчисленном его потомстве и - Моисею - о завоевании земли обетованной, размножение должно было стать главным смыслом брачного союза. Отсюда происходит вся кажущаяся нравственная парадоксальность брачных отношений в Ветхом Завете, во многом неприемлемых для христианина.
Примеры:
Быт. 16, 2-5: "И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее... И взяла Сара... служанку свою, Египтянку Агарь... и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать хозяйку свою".
Быт. 19, 30-32: Лот с дочерьми, спасшись из погибшего за грехи плоти Содома , "жил в пещере... И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам... Итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восстановим от отца нашего племя".
Быт. 29, 21-23: "И сказал Иаков Лавану: дай жену мою; потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней... Вечером взял Лаван дочь свою Лию... и вошел к ней Иаков. Утром же оказалось, что это Лия. И Иаков сказал Лавану что это сделал ты со мною? Не за Рахиль ли я служил у тебя?... Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту... Иаков так и сделал..."
Быт. 30, 1-3: "И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову... сказала вот служанка моя Валла, войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее".
Быт. 38, 6-10: "Взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему; и потом когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю. Зло было пред очами Господа то, что он делал, и Он умертвил его". (В результате Фамарь обманным путем все-таки зачала от своего свекра Иуды).
Итак, продолжения рода необходимо достичь любой ценой, ибо чрез чадородие происходит спасение. При этом имеет значение наличие потомства у семьи (клана) в целом, но не обязательно у каждого из членов семьи. Дети - Божий дар. Он их дает или не дает. Бездетные наказаны Богом, даже прокляты, ибо могут не войти в число спасаемых колен и родов. Дети принадлежат не столько двоим родителям, сколь роду (семени).
Эпоха Моисеева Закона вносит существенные изменения в древние воззрения. Закон интересует уже не только продолжение рода, но и стремление к нравственной чистоте.
Появляется Декалог, и в нем на седьмом месте стоит знаменитое "не прелюбодействуй", что означает следующее обращение к народу Израиля: "Не совершай измену браку или иных мерзостей плоти, ибо брак священен перед Богом (Которому ты обязан спасением от рабства, и в Котором вообще твое спасение). Притч. 5, 18-19; 6, 32:
"Источник твой да будет благословен и утешайся женою юности твоей... груди ее да упояют тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно... Кто же прелюбодействует с женщиною.. тот губит душу свою".
Даже физиологическая нечистота мужчин и женщин осмысляется религиозно по схеме: беда -> вина -> необходимость искупления -> за нечистоту приносится жертва. Израиль должен был стать "островком" преданности Единому Богу среди моря язычества и полового распутства; отсюда строгое осуждение и наказание за обычные среди соседних народов разврат и извращения; "да истребится душа" такого человека из Израиля - не раз повторено в Пятикнижии. ("Не оскверняйте себя ничем этим, ибо все эти мерзости делали люди сей земли... и осквернилась земля... свергнула народы, бывшие среди вас" - Лев. 18, 25-27). Половые отношения должны быть одухотворены, упорядочены и осмыслены, хотя главная цель остается прежней - "песок морской", образ бесчисленности потомков. Вот любопытное подтверждение (Втор.23, 1): " у кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне", т.е. человек, не способный к продолжению рода, как бы не существует для Израиля, не вписывается в глобальный смысл существования избранного народа (для сравнения вспомним популярность кастратов в Египте и др. странах). Еще цитата: (Втор. 24, 5): "Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну и ничего не должно возлагать на него, пусть остается в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою" - это, конечно, не поблажка молодожену, а ради потомства: оставил Израилю "семя" - можешь воевать.
Но следует ли из этого, что в ветхозаветной истории было искажено представление о браке, данное в книге Бытия? Ведь и Христос упрекает иудеев в жестокосердии по отношению к браку, говоря, что "сначала не было так" (Мф. 19, 8). По-видимому, непонимание райского смысла брачного союза было обратной стороной особого самоощущения библейского народа: ведь и древнегреческое законодательство видело в детях назначение брака, но Израиль всегда подсознательно стремился к иному: чем больше потомков, чем больше "вариантов" соединений, тем вероятнее приход Мессии, тем ближе время Дня Господня.
Обрезание. Со времен Авраама и до наших дней у некоторых народов, прежде всего у иудеев и мусульман, совершается известный обряд обрезания крайней плоти у мальчиков, который у неосведомленных людей вызывает недоумения, и который ученые прагматики объясняют гигиеническими соображениями. Не знаем, насколько гигиенична могла быть сама операция в древности, совершавшаяся каменным ножом в "нестерильных" условиях, но сами обрезывавшиеся знали совсем иное значение обрезания.
Казалось бы, удивительно - обрезание является знаком Союза-Завета с Богом, его непременным условием (см. Быт., 17 гл.). Сам Моисей, призванный Богом, чуть не погибает из-за того, что не обрезаны его дети. Тогда его жена, обрезав сына, бросает крайнюю плоть к ногам мужа и говорит: "ты жених крови у меня" (Исх. 4 гл.). Св.ап.Павел открывает, что обрезание было прообразом крещения, употребляет термин "необрезанное сердце". В Церкви особо вспоминается день Обрезания Господа Иисуса (1 янв.н.ст.). Но если вспомнить, какую смысловую нагрузку несли древние половые символы, все станет понятным. Как уже было сказано в гл.1, мужской половой орган был символом Божественной креативной мощи и плодовитости. В Библии встречаем, что в знак клятвы Аврааму (патриарху рода) раб кладет ему руку под "стегно" (Быт. 24, 9). В их понимании - это место ("причинное") связано с Творцом (Первопричиной). Поэтому, обрезывая крайнюю плоть, древний семит совершал символическое жертвоприношение: во-первых, он как бы отдавал частицу самого себя Богу, во-вторых, жизнь всего своего потомства, кое "выйдет" из детородного органа, он тоже посвящал Богу, а в-третьих, свою производительную силу он как бы соединял с силой Творца, Последний становился как бы Соучастником половой тайны человека. И тогда жертва обрезания становилась символом соединения с Богом, "обожением". (Женщин в Израиле не обрезывали, ибо само собой разумелось их приобщение к спасению через соединение с обрезанным мужем).